Цикл: Еврейская история

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Из этой лекции мы узнаем, как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами и почему Давид Фридлендер не сумел усидеть на двух стульях. Расскажем, как р. Пинхас Гурвиц умудрился въехать во Франкфурт в карете, запряжённой людьми, и выясним, мог ли Моисей получить Тору в Берлине. Пройдем вместе с революционной французской армией по левому берегу Рейна, посетим франкфуртское гетто, станем свидетелями крушения Первого рейха и освобождения евреев Майнца, Вормса и Шпейера.

(Продолжение. Начало — здесь)

  • 00:06:45
    Берлин конца XVIII — начала XX в., эпоха романтизма. Известный общественный деятель, банкир, один из идеологов ассимиляции евреев и реформизма в иудаизме Давид Фридлендер предлагает на место раввина города рава Цвигира Шлевина как просвещенного и знающего человека.
  • 00:12:50
    Шлевин родился и учился в Польше, был раввином в разных городах. Мудрый и ортодоксальный человек. Став раввином Берлина, Шлевин начинает выступать против реформизма и ассимиляции евреев, «осовременивания» Торы, а также против просвещенцев (людей, которые старались забыть о своем еврействе). В результате вынужден был уйти с поста раввина.
  • 00:31:50
    1792 г. Армия Наполеона выходит на левый берег Рейна, занимает Шпейер, Вормс, Майнц, а потом и Кельн. Забавная история: первая за 350 лет еврейская семья, поселившаяся в Кельне, ночью услышала крики: «Выносите евреев!» и решила, что начался погром. Оказалось, кричали: «Выносите бидоны!», чтобы тушить пожар, а слова «евреи» и «бидоны» звучат похоже.
  • 00:40:38
    Франкфурт-на Майне. В средние века для развития города приглашали евреев, и погромами тогда и не пахло . Но во времена татаро-монгольского нашествия во Франкфурте поползли слухи, что татаро-монголы — это евреи из потерянных колен Израилевых, и они идут к своим собратьям. В результате в 1241 г. 75% еврейского населения города вырезали, остальные приняли христианство.
  • 00:45:20
    Прошло несколько десятилетий, экономика прозябает, и снова приглашают евреев. Город начинает развиваться, но в 1349 г. приходит эпидемия чумы. Опять возникают слухи, что евреи травят город, начинаются погромы, в результате, в городе не осталось ни одного еврея.
  • 00:46:50
    В XV—XVI в. евреи потихоньку снова приезжают в город, и в 1462 г. во Франкфурте создают гетто. В город из него евреев не выпускали. Частые эпидемии, пожары. Несмотря на невыносимые условия люди там жили высокой духовной жизнью.
  • 00:57:10
    1792 г. Французская армия входит во Франкфурт и освобождает гетто. Но в том же году союзники освобождают Франкфурт, и евреи опять отправляются в гетто. В 1796 г. ситуация повторяется. В 1798-м принимается закон о праве евреев выйти из гетто. В 1806 г. Первый рейх перестает существовать, создается Рейнский Союз, Франкфурт подчиняется Франции, евреи снова выходят из гетто.
  • 01:10:12
    Из Франкфурта пошла ветвь Ротшильдов. Ротшильд в свое время был учеником рава Гурвица и жил у него в семье. Гурвиц любил Ротшильда как сына и благословил его дело.

Другие лекции цикла

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма

Приключение евреев в Суринаме (1795—1815)

Как сефарды Амстердама стали гастарбайтерами, а негры-евреи основали в Парамарибо свою общину

Берлинские романтики. Эффект бабочки (1796—1813)

Как гнилые яблоки в столе Шиллера стали символом эпохи и как «эффект бабочки» повлиял на мировоззрение Вагнера

Гершеле Острополер. Ашкеназский Ходжа Насреддин

Как еврейский шут и балагур на сто лет опередил Казимира Малевича

Крушение Первого рейха (1792—1815)

Почему в Вене начала XIX в. евреи, строго соблюдающие традиции, считались самыми надежными

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Баба Сали. Очевидное — невероятное

    Уроки жизни одного из самых известных каббалистов

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Как принято у евреев возлежать за Пасхальным столом

    Седер больше похож на безумное чаепитие, чем на праздничное застолье приличных людей

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?