Цикл: Еврейская история

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Из этой лекции мы узнаем, почему р. Арье Лейб из Шполы (Шпольский дедушка) одевался в шкуру медведя и танцевал танец «Гоп, казак». Выясним, почему Брацлав был «неравнодушным городом» и как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма. Постараемся постичь тайный смысл сказки «Курочка ряба» и понять, зачем братцу Иванушке нужно было пить из копытца. А также выучим историю о «Семи нищих», которая имеет начало, но не закончилась до сего дня.

  • 00:01:45
    Все знают Эрнста Теодора Гофмана. Но несправедливо забыт другой сказочник — рабби Нахман из Брацлава.
  • 00:03:24
    Они были современниками. Гофман сказки писал, а Нахман — рассказывал. Гофман жил в Берлина, Нахман — в маленьких городах. Гофман много пил, спаивал других и умер молодым из-за алкоголя. Нахман учил людей жить в радости и помогал людям. Гофман писал истории о жизни кота и человека, которые одинаково прозябают. Нахман — про принца, героев и добрых животных. Это историческая несправедливость, что знают Гофмана и не знают Нахмана.
  • 00:09:34
    Детство Нахмана прошло в атмосфере, насыщенной хасидскими преданиями. В 13 лет составил сборник афоризмов. После женитьбы жил в Киевской губернии. В 1798 г. ездил в Палестину. По возвращении часто менял место жительства, пока не поселился окончательно в Брацлаве. Здесь познакомился с Натаном Штернгарцем, ставшем его последователем.
  • 00:25:38
    Один из основателей хасидизма. В центре учения рабби Нахмана стоит отношение цадика к своим приверженцам. Цадик — душа, а хасиды — тело. Они взаимно дополняют друг друга. Говорил о необходимости постоянного нравственного самоочищения, утверждал, что уныние — худший враг веры.
  • 00:44:00
    Говорил, что человек редко бывает наедине со своими мыслями, нужно остановиться и подумать, поговорить с Б-гом. Учил находить радость. Весь мир наполнен спорами, Нахман учил их прекращать. С 1806 г. ввёл в хасидизм народные сказки —  аллегорические сказания о принцессах и героях.
  • 01:21:20
    В 1810 г., предчувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения произошла Уманская резня. Там умер от чахотки и был похоронен на еврейском кладбище рядом с погибшими от резни во время восстания гайдамаков.

Другие лекции цикла

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Гершеле Острополер. Ашкеназский Ходжа Насреддин

Как еврейский шут и балагур на сто лет опередил Казимира Малевича

Берлинские романтики. Эффект бабочки (1796—1813)

Как гнилые яблоки в столе Шиллера стали символом эпохи и как «эффект бабочки» повлиял на мировоззрение Вагнера

Приключение евреев в Суринаме (1795—1815)

Как сефарды Амстердама стали гастарбайтерами, а негры-евреи основали в Парамарибо свою общину

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Крушение Первого рейха (1792—1815)

Почему в Вене начала XIX в. евреи, строго соблюдающие традиции, считались самыми надежными

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Как принято у евреев возлежать за Пасхальным столом

    Седер больше похож на безумное чаепитие, чем на праздничное застолье приличных людей

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Баба Сали. Очевидное — невероятное

    Уроки жизни одного из самых известных каббалистов

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»