Цикл: Еврейская история

Рабби Шнеур Залман из Ляд. Часть I (1745—1772)

Из этой лекции мы узнаем, какое отношения к городку Лиозно имеет Штирлиц и как р. Шамай спас город от кровавого навета. Выясним историю еврейских меховых шапок — штраймлов и поймем, что роднит с их шапкой Мономаха. А также разберемся, почему в XVIII веке люди не улыбались, носили парики и женились в раннем возрасте.

  • 00:08:20
    В 1745 г. в Лиозно родился еврей, которому суждено было повлиять на всю дальнейшую еврейскую историю. Это рабби Шнеур Залман из Ляд — философ, основатель хасидского движения Хабад, автор основополагающей книги этого учения «Тания».
  • 00:13:40
    Конец XVIII в. Уже состоялся первый раздел Польши, часть евреев уже проживала в России, подавляющее большинство — в страшной нищете.
  • 00:29:44
    Время, когда не улыбались, потому что сгнили зубы; у многих были вши, поэтому волосы сбривали и носили парики. Высокая детская смертность. Чем могли тогда заниматься евреи?
  • 00:43:00
    В Лиозно евреи пришли в начале XVII в. Тогда раввином был р. Шаммай. Жили с соседями мирно. После приезда польского ксендза все изменилось, начались гонения на евреев и обвинения в их адрес — особенно перед пасхой (якобы тесто для мацы замешивают на крови младенцев).
  • 00:47:00
    Однажды после праздника Пурим в городе пропадает ребенок. Обвиняют евреев. Рав Шамай берет трехдневный пост, община тоже берет пост, все молятся и просят защиты у Всевышнего.
  • 00:55:00
    В городе растет напряжение. Приезжает полиция. В воскресенье ксендз читает проповедь, настраивая всех против евреев. Но тут приходит человек из соседнего хутора и говорит, что ребенка украл ксендз. Община была спасена.

Другие лекции цикла

Крушение Первого рейха (1792—1815)

Почему в Вене начала XIX в. евреи, строго соблюдающие традиции, считались самыми надежными

Гершеле Острополер. Ашкеназский Ходжа Насреддин

Как еврейский шут и балагур на сто лет опередил Казимира Малевича

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Берлинские романтики. Эффект бабочки (1796—1813)

Как гнилые яблоки в столе Шиллера стали символом эпохи и как «эффект бабочки» повлиял на мировоззрение Вагнера

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Баба Сали. Очевидное — невероятное

    Уроки жизни одного из самых известных каббалистов

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Как принято у евреев возлежать за Пасхальным столом

    Седер больше похож на безумное чаепитие, чем на праздничное застолье приличных людей

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить