Цикл: Еврейская история

Рабби Шнеур Залман из Ляд. Часть II (1772—1796)

Из этой лекции мы узнаем, как китайское проклятие и предостережение Чехова помогают лучше понять жизнь евреев второй половины XVIII века. Выясним, что собирал в лесах под Шкловом глава местной ешивы р. Вениамин Ривелес и какую книгу написал его сын р. Гилель. Узнаем, почему р. Шнеур Залман решил перебраться из Вильнюса в Межирич и как это изменило всю его жизнь. Расскажем, почему хасидизм развивался в Украине быстрее, чем в Беларуси, и чем Могилевская губерния отличалась от Полоцкой в еврейском вопросе.

  • 00:02:45
    В 18 лет будущий рав Шнеур Залман из Ляд уже знал наизусть весь Талмуд с комментариями. Он хочет узнать больше решает, куда ехать учиться.
  • 00:19:20
    В 1699 г. родился раби Баал Шем Тов — основатель хасидизма (хасид с иврита — благочестивый человек). Он говорит, что если из-за трудностей человек не может посвящать много времени изучению Торы, он все равно остается евреем, и считал, что к изучению Торы надо добавить внутреннее созерцание. Последователь Раби Баал Шем Това — Магид из Межерича.
  • 00:29:35
    Шнеура Залмана привлекли взгляды хасидов, и он приезжает для обучения к Магиду.
  • 00:41:50
    В 1772 г. Магид из Межерича умирает, начинаются противостояния с хасидским движением. В Вильно издается херем (высшая мера осуждения в еврейской общине) для всех хасидов.
  • 00:50:32
    После первого раздела Польши некоторые ее территории отошли к Российской империи, на них образовались Могилевская и Полоцкая губернии. Там в еврейских общинах восстановили кагал, где еврея могли наказать и выгнать из общины.
  • 01:05:00
    Главный гонитель хасидизма — живший в Шклове рав Вениамин Ривелес. Его сын рав Гилель Ривелес, ученик Виленского гаона, автор учения о том, что будет происходить в мессианскую эпоху.

Другие лекции цикла

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Берлинские романтики. Эффект бабочки (1796—1813)

Как гнилые яблоки в столе Шиллера стали символом эпохи и как «эффект бабочки» повлиял на мировоззрение Вагнера

Гершеле Острополер. Ашкеназский Ходжа Насреддин

Как еврейский шут и балагур на сто лет опередил Казимира Малевича

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Приключение евреев в Суринаме (1795—1815)

Как сефарды Амстердама стали гастарбайтерами, а негры-евреи основали в Парамарибо свою общину

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Баба Сали. Очевидное — невероятное

    Уроки жизни одного из самых известных каббалистов

    Как принято у евреев возлежать за Пасхальным столом

    Седер больше похож на безумное чаепитие, чем на праздничное застолье приличных людей

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»