Цикл: Еврейская история

Рабби Шнеур Залман из Ляд. Часть III (1772—1796)

Из этой лекции мы узнаем, почему Могилев охотился за заезжими резниками и как Витебск стал хасидским городом. Выясним, из-за чего некоторые евреи пишут доносы и как подоходный налог может стать причиной заключения великих раввинов. Познакомимся с Тадеушем Костюшко и еврейским полководцем Береком Йоселевичем и расскажем, как он воевал с Суворовым. Посетим «немое заседание» в Гродно, поговорим о гражданских правах евреев в Польше и о том, что нужно для достижения всеобщего мира.

  • 00:18:12
    Полоцкая губерния с главными городами Полоцком и Витебском была под полным влиянием хасидизма.
  • 00:19:10
    Могилевская губерния заняла антихасидскую позицию. В Вильнюсе Могилевской губернии был центр всего ашкеназского еврейства.
  • 00:44:00
    1793 год, второй раздел Польши. Россия забирает у Польши практически всю территорию исторической Украины и Белоруссии.
  • 00:46:13
    Полководец Тадеуш Костюшко приезжает в Варшаву и начинает восстание. Берек Йоселевич – патриот Польши – приходит к Костюшко и говорит, что евреи хотят воевать за независимость Польши. Он создает кавалерийский полк, защищает Прагу. Практически все героически погибли.
  • 00:50:38
    Йоселевич смог уйти из Праги, поехал в Италию к Наполеону, стал офицером в его армии. В 1795 году восстание Костюшко было полностью подавлено.
  • 00:52:25
    Белорусское хасидское движение было спасено, потому что они вошли в состав России. В Могилеве открывается хасидская община и синагога.
  • 00:56:00
    В 1796 г. рав Шнеур Залман, главный раввин Полоцкой губернии, издает свою главную книгу «Тания». Он считает, что преследования скоро закончатся и хасиды станут главной частью еврейского народа. Книга «Тания» объясняет учения Баал Шем Това с точки зрения каббалы.
  • 01:04:00
    В Вильнюсе на Шнеура Залмана пишут донос, и его отправляют в Петропавловскую крепость. Донос был связан с тем, что кагалы и раввины не могли прийти к соглашению по вопросу платежа подати.

Другие лекции цикла

Рабби Нахман из Брацлава и его время. Часть III (1800—1810)

Как с разлитого бокала вина началась история брацлавского хасидизма

Приключение евреев в Суринаме (1795—1815)

Как сефарды Амстердама стали гастарбайтерами, а негры-евреи основали в Парамарибо свою общину

Наполеон, Великий и Ужасный. Часть II: война с евреями (1806—1807)

Как эльзасские «худшие евреи» оказались добрыми христианами, а в Черной банде тоже не нашлось ни одного «природного еврея»

Гершеле Острополер. Ашкеназский Ходжа Насреддин

Как еврейский шут и балагур на сто лет опередил Казимира Малевича

Берлинские романтики. Динозавромания (1787—1800)

Почему Дюма хотел заболеть чахоткой, а Шопенгауэр завещал похоронить себя через пять дней после смерти

Свобода по-вестфальски (1807—1813)

Как шестиконечная звезда стала еврейским символом

Дух свободы: франкфуртское гетто
(1772—1806)

Как Йесеф Штерн спутал евреев с бидонами

Берлинские романтики. Эффект бабочки (1796—1813)

Как гнилые яблоки в столе Шиллера стали символом эпохи и как «эффект бабочки» повлиял на мировоззрение Вагнера

Связаться с равом Гедальей

Задайте вопрос, поделитесь сомнением, радостью или болью, оставьте комментарий, узнайте больше о деятельности общины

    Не пропустите

    Баба Сали. Очевидное — невероятное

    Уроки жизни одного из самых известных каббалистов

    Как евреи благословляют друг друга

    Желать удачи, успеха, здоровья и счастья в личной жизни, оказывается, тоже надо уметь

    Как принято у евреев зарабатывать деньги

    Раскрываем секреты еврейского отношения к работе. Какие ее виды евреи считают «правильными»?

    Как принято у евреев относиться к родителям

    Уважение к родителям — одна из десяти главных заповедей Торы. В чем именно должно проявляться это уважение?

    В лабиринтах выбора: можно ли изменить свое мировоззрение?

    Как люди выбирают мировоззрение и по силам ли человеку его сменить

    Бродские. Сахарные евреи

    «Шутить с Бродским? Тот как выедет в своей карете — Крещатик дрожит!»

    Дарование Торы. Секреты духовного программирования

    Иудаизм как философия и практика познания мира и саморазвития

    Бизнес по-еврейски

    Распространяется ли заповедь «Не укради» на принципы ведения бизнеса?

    Как принято у евреев возлежать за Пасхальным столом

    Седер больше похож на безумное чаепитие, чем на праздничное застолье приличных людей